Религия

Инфополанд
 
Религия в Польше

Большинство жителей Польши – католики, и влияние религии здесь очень заметно. Костел активно вмешивается в общественную жизнь: например, в трудные времена он поддерживал движение «Солидарность» и приложил немало сил для свержения коммунизма. В стране имеется более двухсот монашеских объединений, включающих в себя почти 40 тысяч человек. Они опекают дома сирот, школы, детские сады, дома для одиноких матерей, стариков, бездомных.

После того как из школьных программ исчезла марксистская идеология, ее место занял Закон Божий, а радио и телевидение теперь обязано пропагандировать христианские ценности. По воскресеньям и праздникам костелы переполнены людьми, тысячи паломников отправляются в Ченстохову к чудотворной иконе Богоматери.

В то время как Россия и большинство балканских государств приняло православие, Польша стала самой восточной римско‑католической страной. С песней «Богородица» – первым польским гимном – воины шли в бой, а Богоматерь стала покровительницей польской короны. При этом полякам свойственна удивительная веротерпимость, и именно в Польше находили убежище и опеку многие иноверцы.

Здесь скрывались от преследований евреи, и много веков Польша была центром их религиозной и культурной жизни (в XVIII в., например, тут жила треть всех евреев мира).

Отчего же при такой веротерпимости католиков у них еще тысячу лет назад не сложились отношения с православными, и раздоры тянутся до сих пор?

Религия в Польше Наши богословы считают, что православие сохраняет христианскую веру в том виде, в каком ее дал Господь, а католики пошли по пути еретических дополнений и нововведений. К числу католических заблуждений они относят, например, догмат о главенстве папы и его непогрешимости. Не могут согласиться и с тем, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Категорически возражают против утверждений о непорочном зачатии Девы Марии. Есть существенные расхождения и по вопросу совершения таинств: так, католическая литургия совершается на пресном хлебе, а православные – на квасном… Имеется и еще ряд возражений подобного свойства. В итоге некоторые православные считают, что «только православие ведет наверх», а суть католицизма – неоязыческая, его задача – разрушение и поглощение православия.

Католики же признают православную церковь, а причины раскола видят иначе. Православная церковь, как известно, образовалась путем отделения восточной части (с центром в Константинополе, теперь Стамбул) от западной и отказалась повиноваться папе римскому. Последний же имеет высшую власть в церкви потому, что именно в Риме жил и умер апостол Петр, которого Христос поставил главой церкви. Так, во всяком случае, считают католики. Первый раскол случился еще в IX в. Императорский престол в то время занимал молодой Михаил III, а вместо него некоторое время государством управлял его дядя Бардас – человек невысоких моральных качеств. Например, его обвиняли в том, что еще при жизни жены он находился в незаконных отношениях со своей невесткой… В общем, константинопольский патриарх святой Игнатий на праздник Богоявления отказал этому мужу в причастии. Тот решил отомстить и настроил соответствующим образом племянника.

В итоге патриархом стал мирянин Фотий, секретарь императора. Папа с такими перестановками не согласился. Тогда Фотий, чтобы представить себя защитником истинной веры Христовой, обвинил всю латинскую церковь в ереси. Но из попытки раскола ничего не вышло: новый император убрал Фотия, а с Римом помирился.

Вторая попытка произошла спустя полвека, при патриархе Михаиле Керулларии. То, что это тоже был недавний мирянин, – полбеды. Хуже, что он был малообразован и ненавидел «латинян», которых обвинил в ереси за то, что те употребляют для литургии пресный хлеб. Для пущего эффекта распорядился закрыть все константинопольские церкви латинского обряда, а святые дары (то есть хлеб, чудесным образом преображенный в тело Христа) вынуть из дарохранительниц и высыпать на пол. Напрасно папа Лев IX пытался разрешить конфликт, посылая в Константинополь своих кардиналов – Керулларий не захотел с ними разговаривать.

Тогда папские представители, видя, что переговоры бесполезны, 16 июля 1054 г. в присутствии императора и народа положили на алтарь церкви Святой Софии буллу от отлучении от католической церкви Керуллария и его сторонников. Эта дата и стала датой раскола.

Религия в Польше

Слово «католическая» пришло из греческого языка и означает «вселенская» – то есть предназначенная для всех времен и народов. Что касается русского народа, то он принял христианскую веру до раскола, в 988 г. Но так как митрополитов Русь получала из Константинополя, то постепенно тамошняя ненависть к Риму прижилась и у нас. И все же в 1596 г. в Бресте был заключен союз между католиками и православными, который вошел в историю как Брестская уния. Православные признали главенство папы, а тот гарантировал им сохранение старославянского обряда.

После Второй мировой войны униатскую (греко‑католическую) церковь в СССР ликвидировали. Официально уния была расторгнута в 1946 г. во Львове, однако Ватикан не признал этого решения. Следующие 40 лет униаты Украины находились в подполье. В Польше, хоть власти их и не признавали, до преследований дело не дошло.

Греко‑католический приход в Команьче возобновил свою деятельность в 1948 г. и долгое время был единственным в Подкарпатье. Потом здесь появилась первая в послевоенных Бещадах церковь. В 1990 г. греко‑католическая церковь наконец была признана и считается одним из направлений католицизма.

В нынешней Польше зарегистрированы десятки действующих церквей и религиозных объединений, и рядом с костелом можно увидеть православный храм, мечеть, синагогу, а то и буддистский дацан.