Праздники

Инфополанд
 
Праздники

Всевозможных праздников, в том числе и религиозных, в Польше, как и в России, много, но мы упомянем лишь те, которые отмечены в календаре как нерабочие.

1 января – Новый год. Первоначально Новый год был связан с Рождеством: начиналась новая неделя после этого праздника. В польской традиции этому событию не придавали особого значения. Обычаи, связанные с «хорошим началом» (каков Новый год, таков и весь год), были характерны для Рождества, а то, что происходило на Новый год, лишь повторяло рождественские обряды. В новогоднюю ночь девушки гадали: лили в воду топленый воск, чтобы по виду получившейся фигурки что‑то узнать о грядущей любви и свадьбе.

В Польше Новый год именуют Сильвестром. Дело тут вот в чем: согласно древним пророчествам в 1000 г. намечался «конец света». Крылатый дракон Левиафан, закованный в цепи и спящий в подвалах Ватикана, должен был проснуться и спалить все живое… Народ с ужасом ожидал этого часа. Когда же все обошлось и страх уступил место радости, выступил папа Сильвестр II с посланием городу и миру: с новым годом, новым веком, новым тысячелетием! С тех пор так поступают ежегодно все папы, и потому последний день года называют Сильвестром.

Для встречи этого праздника Польша – не самое удачное место, потому что в новогодние дни большинство ресторанов и баров арендовано для проведения частных вечеров или закрыто.

Праздники

Пасха – кочующий праздник. Каждый год он приходится на разные числа, но всегда – на воскресенье и понедельник.

Важное событие Пасхи – празднование Страстной недели в Кальварии‑Зебжидовской, которая внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Польше есть несколько мест, которые называются кальварией, там устраивают символическое повторение иерусалимского крестного пути Христа. Крупнейший из таких ансамблей построен в Кальварии‑Зебжидовской, в 34 км от Кракова. Есть и гора, на которой, как и на Голгофе, кончается путь Спасителя. На нем построено 42 часовни, где разыгрываются важнейшие сцены тех событий. Получается целое представление: вход Христа в Иерусалим в Вербное воскресенье, распятие на кресте в Великую пятницу и, конечно, воскресение Иисуса.

1 мая – Праздник труда.
Это наследие прежних времен осталось и в нынешнем календаре. Праздник труда – хорошая возможность отдохнуть от работы, взять небольшой отпуск и отправиться на юг, в горы. Что поляки и делают. Понятно, что многие магазины не работают, а в междугородних автобусах может не оказаться свободных мест.

3 мая – День Конституции.
Польская конституция, принятая сеймом 3 мая 1791 г., была первым в Европе и вторым после США основным законом страны. Она не изменила существовавшего строя, но ослабила власть магнатов.

Конституция торжественно провозглашала, что всякая власть в человеческом обществе исходит из воли народа, а для гарантии государственной целостности, гражданских свобод и общественного порядка предусматривалось существование трех властей – законодательной, исполнительной и судебной.
Конституция просуществовала недолго. Она была отменена уже в следующем году в результате тайного сговора польских магнатов и Екатерины II. До второго раздела страны оставалось несколько месяцев. Народ ответил на это восстанием 1794 г., во время которого несколько конфедератов были казнены как изменники. А имя Конституции сейчас носит одна из площадей Варшавы.

Праздник Тела Господня
– отмечается в первый четверг после Троицы.
В этот день из всех костелов выходят торжественные процессии и идут к алтарям, установленным с четырех сторон света. Там поют евангельские тексты, причащают верующих. В народе это событие истолковали так: Бог покидает храмы и идет к людям, чтобы быть вместе с ними во время их обыденной жизни.

До сих пор в деревнях плетут венки из трав и цветов. Их освящают в храме и оставляют там на несколько дней, чтобы набрались чудотворной силы и хранили дом от пожара, молнии и всяких несчастий, а домашних животных – от болезней.

15 августа – Успение Богородицы.
Успение и Вознесение Пресвятой Богородицы празднуют в один день. Для верующих Богородица не умерла, а лишь заснула и ее безгрешная душа на крыльях ангелов поднялась в небо. Ее называют Травной, считая покровительницей трав, цветов, плодов и зерна, и приносят ей в дар плоды земли. Особенно торжественно празднуют этот день крестьяне, устраивая паломничества в места культа Девы Марии.

Это праздник не только религиозный, но и Войска польского. Он возрожден после многолетнего перерыва и напоминает полякам о событиях 1920 г.

1 ноября – День Всех Святых. В Польше помнят историю и чтят умерших. 1 ноября все идут на кладбища, а 2 ноября поминают умерших. По народным поверьям, в день поминовения их души покидают могилы, присутствуют на панихиде в костеле и возвращаются в свои дома. Чтобы душам легче было попасть в дом, родные нередко открывали двери и окна, оставляя еду и питье, стремясь не рассердить этих гостей и заручиться их помощью. День поминовения – «задушки» – очень торжественно отмечают и сейчас. Родственники съезжаются вместе, чтобы посетить могилы своих близких; убирают их цветами, зажигают свечи.

Праздники

Лет двести назад этот обряд в честь умерших предков (дедов) называли дзядами, он описан и воспет во многих литературных произведениях, в том числе и Адамом Мицкевичем.

11 ноября – Национальный праздник независимости.
День независимости отмечается в честь 11 ноября 1918 г., когда спустя 123 года после разделов Польша вновь появилась на карте Европы. Верховный глава государства Юзеф Пилсудский создал временное народное правительство. Вскоре на смену ему пришло постоянное.

25–26 декабря – Рождество Христово.
В старину в канун Рождества украшали деревце, ветку сосны или ели, орехами и яблоками. Такой ветке как символу новой жизни приписывали магическую силу. В этот день – сочельник – семья постилась и до того часу, как в небе загорится первая звезда, ела постную кашу – сочиво. А в прошлом веке от немцев пришел обычай вместо ветки наряжать елку. Где бы ни был поляк, рождественские дни он старается провести дома, в кругу семьи.

В полночь во всех храмах идет торжественная месса. В каждом костеле устраивают вертепы (шопки), напоминающие о месте, где родился Иисус.